Обозначьте проблему
Согласно прогнозам, к 2030 году 60% населения мира могут иметь ожирение1 — если современные тенденции и подходы будут сохраняться. В России избыточный вес встречается у 25,3% детей – причем этот показатель увеличивается с каждым годом.2 Статистика пугает, не правда ли?
Эти данные однозначно стоит показать ребенку — ведь они касаются не только его личных пищевых привычек, но и тех принципов, которые он заложит в свою будущую семью. Не пугайте его, но наглядно покажите: если не менять ничего в подходах к питанию, то статистика будет играть против нас.
Обсудите, что модель питания и пищевое поведение закладывается в первую очередь в семье. Если дома нет культуры правильного питания, в школе не преподают основы здорового образа жизни и вокруг себя ребенок видит отсутствие грамотного пищевого поведения — к сожалению, это прямой путь к превращению этой статистики в реальность.
Предложите решение: вместе выстроить правила питания семьи, создать новые пищевые привычки, сбалансировать рацион и научиться есть полезно и при этом, что очень важно, вкусно и легко.
Предложите провести расследование
Наш мир все еще полон мифов и заблуждений о правильном питании. Согласно опросу участников «Здоровой олимпиады»3, которая проводилась в рамках программы «Пятерочка с заботой», 17% детей верят, что здоровый рацион — значит обязательный отказ от сладкого, 26% считают, что есть нужно по режиму или расписанию, и 8% уверены, что полезные продукты невкусные. Эти заблуждения часто являются источником их внутреннего протеста и отказа пересматривать свой рацион.
Вместо того, чтобы разубеждать их или, что еще хуже, пытаться привить правильные пищевые привычки принудительно, попробуйте лучше заинтересовать. В долгосрочной перспективе внутренняя мотивация всегда работает лучше, чем внешняя! Особенно это актуально для школьников в подростковом возрасте, которые порой способны протестовать, кажется, только ради самой идеи протеста.
Предложите детям найти вместе ответы на вопросы:
-
Зачем нам нужна еда, какие функции она выполняет? (Будет гораздо проще, если ребенок поймет, как все взаимосвязано)
-
Почему так важно разнообразное питание? Что будет, если питаться одними и теми же продуктами? (Ненавязчиво включите сюда примеры из области фастфуда и снеков)
-
Можно ли есть только то, что хочется, или нужно обязательно соблюдать строгие правила по формированию ежедневного рациона?
Продвигайте концепцию осознанного питания
Последний вопрос в списке наверняка выведет вас с детьми на концепцию осознанного питания — самый легкий на самом деле способ поддерживать полноценный и сбалансированный рацион. Именно этот подход помогает снять последние психологические барьеры и доказать ребенку, что правильная и здоровая еда — это не про ограничения, режим и отказ от вкусных продуктов.
Эксперты по ЗОЖ крупной торговой сети поделились главными принципами осознанного питания — расскажите их обязательно своим детям:
-
Есть по чувству голода, а не по расписанию. И съедать не «столько, сколько положили», а останавливаться по мере насыщения — даже если еда еще осталась в тарелке или на столе стоят другие блюда.
-
Выбирать те продукты, которые сейчас доступны, не демонизировать еду, не делить ее на плохую и хорошую. Даже кусочек пиццы или бургер можно съесть спокойно — это в любом случае лучше, чем чувство голода. Главное, чтобы в целом питание было разнообразным.
-
Отличать чувство голода от других потребностей организма — в том числе эмоциональных. Научите его, что каждый раз перед тем, как что-то съесть, можно спрашивать себя: «Я сейчас хочу есть или я хочу чего-то еще? Может быть, мне скучно или грустно? Или все вокруг едят, а я не хочу выделяться из компании?» и т.д.
-
Стараться съедать больше овощей и фруктов, так как они являются отличным источником полезных и питательных веществ, а также клетчатки. Но при этом не возводить это правило в абсолют. Здоровое питание — это не листья салата, а сбалансированный по белкам, жирам, углеводам в соотношении 1:1:4 рацион.
Такой подход не просто поможет ребенку полноценно понять концепцию осознанного питания, но и научит его осознанности в целом. Даст ему навыки слушать себя и свои потребности, внимательно относиться к сигналам своего организма, понимать, чего и когда хочешь ты сам, а где ты действуешь под влиянием внешних обстоятельств.
Предлагайте разные источники знаний
Бывает такое, что ребенок по каким-то причинам не воспринимает нужные знания от родителей. Подростки могут находиться в стадии отрицания и бунта, да и взрослые не всегда имеют возможность уделить достаточно времени и внимания этому вопросу. В таком случае есть смысл привлекать дополнительных экспертов и авторитетные источники знаний.
Например, можно ненавязчиво предложить ребенку или классному руководителю занятия в бесплатном образовательном проекте «Школа питания». Программа создана опытными педагогами по инициативе «Пятерочки» и при поддержке проекта «Здоровое Питание» Роспотребнадзора. Интерактивные занятия проходят для учеников с 1 по 11 класс, зарегистрироваться можно на сайте школа-питания.рф.
На уроках дети учатся прислушиваться к своему организму, распознавать сигналы голода и выбирать подходящие для себя продукты из ассортимента доступных сетевых магазинов, что тоже очень важно, учитывая современные тенденции к здоровому питанию и ограниченность возможностей в выборе продуктов для многих семей.
Кроме того, в ноябре на базе программы будет доступен семейный марафон, где родители и дети смогут выполнять задания и учиться правильно питаться вместе.
Помните, что своевременное обучение детей навыкам формирования осознанного и сбалансированного рациона — это фундамент для их будущего благополучия, здорового пищевого поведения и осознанного восприятия себя и своего организма.
1 — Kelly T, Yang W, Chen CS, et al. Global burden of obesity in 2005 and projections to 2030. Int J Obes (Lond). 2008 Sep; 32(9): 1431-7.
2 — Российская ассоциация эндокринологов, Общество бариатрических хирургов. Клинические рекомендации «Ожирение у детей», 2024 г.
3 — «Здоровая олимпиада», входящая в программу устойчивого развития «Пятерочка с заботой» и включенная в список рекомендованных конкурсов на 24/25 учебный год Министерством просвещения.
Фото: Shutterstock/Fotodom.ru и архив пресс-служб